О храме

Храм «Вознесения Господня»

   История прихода Вознесения Господня    города Гурьевска начинается с 7 апреля    1993 года, когда по благословению митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла, православными верующими был зарегистрирован приход.

К сожалению, длительное время не было места для совершения Божественной Литургии, и первые богослужения проводились в спортивном зале средней школы города Гурьевска.

В 1995 году появилось постоянное место, для совершения Богослужений. Силами прихожан, около городского кладбища, была построена небольшая часовня.

вид на Храм с городской площадилето 2001 годаview from the urban place2001Храм это дом Божий, место молитвы, где человек особо чувствует присутствие Господне.

И придя в храм, в тихой и спокойной обстановке, где нет каждодневной суеты и забот,  можно всецело положившись на волю Божью отдаться молитве. Храм это тихий островок в океане суеты и иллюзий лукавого мира  и именно в храме человек может, остановившись стать самим собой, а душа обратится к своему Создателю, Творцу мира, с молитвой – Отче наш иже еси на небесех! да святится Имя Твое; да приидет Царство Твое; да будет воля Твоя яко на небеси и на земли….

 

В 1999 году было начато строительство замечательного храма, спроектированного в соответствии с русскими традициями. Что особенно значимо для калининградской земли, потому что большинство православных храмов размещено в хотя и довольно величественных, но все-таки готических кирхах, так  как основу религиозной жизни, этого края, до 1945 года, составлял протестантизм и католичество.

внутри строящегося Храма Вознесения Господня лето 2001 годаin a Temple Строительство храма, дело особо благодатное. Сколько веков будет стоять храм, на каждом богослужении поминаются жертвоподатели благоукрасители ”святаго храма сего их же имена Сам Господи знаеши”.  Каждый  кирпичик, положенный на строительстве храма, как и любое дело, во славу Божию не останется без награды, если не в этой жизни то в будущей, когда мы будем испытуемы от Праведного Судии.

Уже сейчас, несмотря на то, что еще нет крыши, в храме совершаются Богослужения.

строящийся Храм Вознесения Господня, Алтарная часть октябрь 2002 годаbuilding Temple Ascension ChristlyГурьевск, городская площадь, вид на строящийся храм Вознесения Господня, октябрь 2002 годаGurewsk placeBuilding temple Ascension Christly okt. 20022002 год

Вид на строящийся Свято Вознесенский Храм с городской площади

 


церковный хор, Божественная Литургия,октябрь 2002 годаChurch chorus, Liturgy 2002
Клирос  стойкие и незаменимые певчие

Воскресное Богослужение

16 ноября 2002 года

произошло знаменательное событие не только для прихода, но и для города в целом

 

начало установки куполовстропальшики зацепляют крест за стропыBegining of the installation of Domes and CrossesEngagement of stripsутром в 9 часов к стройплощадке храма приехал 50 тонный кран, для установки куполов на здание храма.

Первым делом с помощью автовышки, стропальщики зацепили крест среднего купола (0,9 тонны) для установки на колокольню.

 

 

подъем и установка ккупола на колокольнюRise and installation of a dome on a campanileподъем и установка купола на колокольню, на высоту  15 метров

 

 

 

 

установка центрального купола весом 2,5 тонны на высоту 21 метрарастояние до верха центрального креста составляет 33 метраThe installation of a central Dome is powerful 2.5 tons, on an altitude of 21 metersSpacing interval up to top of a central Cross makes 33 metersустановка центрального купола  весом 2,5 тонны, на высоту 21 метра

расстояние до верха центрального креста составляет 33 метра

 

 

Храм, который строится уже не один год, получил свой облик, купола для храма это как венец для царя.

Форма купола напоминает собой пламя горящей свечи, говоря о том, что и вера наша должна быть пламенной, горящей.

Приходя в Храм, первым делом мы ставим свечу, ставим ее с благодарностью, с прошением или в тяготе, в скорби и это есть наша жертва Богу, частичка наших трудов. И Храм венчаемый куполом имеющим форму пламени свечи, есть жертва человеческих трудов, принесенных Богу. Одни собирали милостыню, другие давали, третьи ложили кирпич, мешали раствор и т. д.

Крест с Куполом на Храме венчает во спасение труд всех людей принимающих участие в деле особо благодатном – строительстве храма.

все работы по установке куполов выполнили работники ООО Лукойл Калининград морнефть All installation time of Domes, for workers Lukoil Kaliningrad sea oil borrowed about 3 hours Все время установки куполов, для работников ООО    Лукойл Калининград морнефть заняло около 3 часов

 

 

 

 2004 Год

Наш Престольный праздник Вознесение Господне

 

Божественную Литургию на праздник Вознесения Господня в нашем Храме возглавил Преосвященнейщий Серафим епископ БалтийскийБожественную Литургию в нашем Храме возглавил

Преосвященнейший Серафим епископ Балтийский

 

 

Владыка Серафим на Божественной Литургии

Совершает Святое Причащение прихожан

Нашего Храма

 

Крестный ход после Божественной Литургии на Праздник Вознесения ГосподняКрестный ход после Божественной Литургии

 

 

 

Проповедь Владыки Серафима после Божественной Литургии на Престольном празднике Вознесения Господня Великой Благодатью и силой обладает Слово

Сказанное с амвона на праздничном Богослужении

Тем более если Слово это сказано не священником,

а самим Епископом.

 Биография прихожан. «Мой путь к Богу»

Александра Ильинична Меркулова

1931 год 31 мая.

Я родилась в Семипалатинском районе, деревня Ивановка (Казахстан). Мои прадеды были переселенцами с центральной России. В шесть лет я осталась без матери, и отец женился на другой женщине. Я в полной мере испытала на себе ненависть мачехи. В шесть лет она  велела мне, в очередной раз полить огород. Колодец был с «Журавлем» очень высоким и неудобным для меня. Я не рассчитала, набрала полное ведро воды, и оно перевесило, и меня унесло в колодец. Я вцепилась в ведро, и что есть силы, кричала. Услышал меня дедушка, он спас меня и забрал к себе жить.

Бабушка и дедушка были верующими и я с братом, лежа на печи, встречали и провожали каждый день молитвами. Многие молитвы запомнила с детства.

Возможности получить образования не было. И я всю жизнь занималась физическим трудом. По жизни меня окружали хорошие люди. Особенно я сблизилась с верующими. Когда я с двумя сыновьями и мужем переехала в Калининградскую область, православные приходы располагались и в школах, и на квартирах. В г. Гурьевске отец Роман построил деревянный сарай с печкой на кладбище, в нем молились. В 1995 году начали строить храм в центре города Гурьевска. Мужчины сами делали шлакоблоки. Привозили их на строительную площадку, а я с Клавой их складывала. В Вагончике готовили кушать строителям храма.

Прихожу с работы, накормлю детей и бегу на стройплощадку храма. Соседи смеются надо мною… — Куда все ты бегаешь? – «Строить храм!», не понимали … — Зачем тебе все это надо?

Как только выложили стены храма, службы служить стали по воскресным дням, и под дождем и снегом.

Мне уже идет девятый десяток лет. Я инвалид, но всегда с моими братьями и сестрами . Навещает меня и батюшка. Господь проявляет заботу обо мне, через моих братьев и сестер храма «Вознесение Господне».

Слава тебе Господи, Слава тебе!

 Елизавета Егоровна Хоменко (Карпенко)

19.04.1993г.

Меня зовут Хоменко Елизавета Егоровна (девичья фамилия Карпенко). Я родилась в православной многодетной семье. У меня есть брат Карпенко Михаил Егорович и сестра Игнаткина Анастасия Егоровна (девичья фамилия Карпенко). Наши родители Карпенко Егор Иванович и Карпенко Ольга Михайловна. Мы верующие не в первом поколении. В роду есть священники. Все бабушки пели в церковном хоре и участвовали в приходской жизни. Наша жизнь неотделима от храма, несмотря на искушения и невзгоды.

Род наш идет из Воронежа. В 1918 году в связи с известными всеми в тот период трагическими событиями нашей истории 12 братьев отправились в Казахстанские степи. Один из братьев был мой прадедушка. Спокойная жизнь там продолжалась до распада СССР, а после начались притеснения русских. Из-за этого в 1997 году было принято решение вернуться на Родину, и поселиться в городе Гурьевске Калининградской области. Обосновавшись здесь, мы первым делом стали искать храм Божий и очень огорчились его отсутствием. Познакомившись и подружившись с о. Романом (Белоусовым) и его семьей, а также с Александром, Сергием и его мамой, бабушкой Варей, и с бабушкой Валей и другими хорошими людьми. Все вместе мы начали пытаться строить два храма, храм Вознесения Господня и храм Успения Пресвятой Богородицы, из которых в последствии только храм Вознесения Господня открыл свои двери верующим.

Период строительства храма выпал на наши детские годы; поэтому хотелось бы упомянуть некоторые моменты, которые запомнились на всю жизнь. Это и то как бабушка Варя сажала нас в храме на печку греться с детьми отца Романа во время служб, и ночная служба Рождества Христова в недостроенном храме без купола под открытым небом, когда поднимая глаза, ты видишь темно-синее небо, усыпанное звездами. Это подарок от Бога, это счастье!

Во время богослужений, моя сестра иногда пела на клиросе, брат прислуживал в алтаре, в целом же, мы активно принимали участие в приходской жизни храма.

Я, брат и сестра имеем музыкальное образование. Сейчас я социальный работник, в свободное время пою в нашем храме. Сестра закончила Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет в качестве регента в Москве, вышла замуж за алтарника, воспитывает двоих детей. Брат занимается строительством и со своей супругой и дочкой являются прихожанами. Мама Ольга также прихожанка храма, а папа Георгий уже представился ко Господу.

 

Стучилина Людмила Федоровна (1949 год 2 января)

Поздняя осень. Нет, все-же ранняя весна. Пасмурным ранним утром я тороплюсь на работу. Где-то в конце узенькой улочки одинокий фонарь освещает дорогу. Какой-то человек в длинном одеянии выходит из дома и направляется к машине. Промелькнула мысль: «Сейчас остановится и предложит подвести меня!» Так и случилось. Почему-то я легко села на переднее сиденье, хотя никогда ранее не позволяла себе садиться к незнакомым людям.

— Я местный священник, знакомлюсь с городом.

-А меня регентом возьмете?

-А вы службу знаете?

— Нет, а разве трудно выучить? – ответила я уверенно, ведь столько классической музыки я знаю наизусть. В ту минуту я даже не догадывалась о глубине духовного содержания и литургических законах.

Первая моя литургия пролетела как в тумане, а проходила она в досуговом центре, я помню только то, что после ее окончания я батюшке сказала: «Ну и проорали мы!», а  пели мы втроем. После этого началось кропотливое и глубокое изучение богослужебного пения.

Помню еще одно чудо, которое прошло со мной в начале регентского пути. Направил меня батюшка в храм «Рождества Богородицы» для изучения служб и работы регента и при этом сказал: « Вы поедете, будете ждать автобус, опаздывать, но не переживайте и не нервничайте, приедете вы вовремя и не опоздаете». Так и случилось по его словам – на автобусной остановке стояла долго, но успела к началу службы.

Однажды о. Роман зашел ко мне домой по каким-то делам, не помню, я сыграла ему на фортепиано « Достойно есть» Яичкова,  эту партитуру взяла у матушки Елены Губановой (сборников песнопений не было, ноты переписывали от руки). Он послушал, благословил. Разговорились. « А вы можете, даже сочинять песнопения» — утвердительно сказал батюшка. Но, как я могу сочинять, если даже не знаю основ богослужебного пения? Будучи музыкантом, я хорошо понимала, что есть определенные законы, формы и содержания. Стала искать и изучать все, что попадалось мне под руку, и так дошла до  знаменного распева. Собирала по крупицам информацию о нем и ноты. И вот собралось нас 12 человек, которые захотели петь древним распевом, это были мои студенты 8-9 человек, из университета 2-е, моя коллега и я. Первое к чему мы прикоснулись, это не большое песнопение «Отца и Сына», но что с нами произошло.

Прочитали с листа. Тишина. Пауза. Я думаю; « Ну, все, не дошло до их сердец».

И вдруг Анечка : «Ох!»

— Что?

— Так здорово, что нет слов. Как-то глубоко и просто, искренне…

Вот она глубина и мудрость Православия. Какое счастье! Мы стали петь и вслушиваться в каждый звук, стараясь понять, ощутить и передать эту мудрость. Но все равно, не хватало знаний и нот.

И вот еще одно чудо. На одну из спевок, студент из университета приносит книги по знаменному распеву.

— Откуда они у вас?

— Я был в Риге, зашел к старообрядцам, они мне их подарили.

-Можно мне взять их для изучения?

-Я вам их дарю.

-Как? Можно ли?

-Все равно у нас в городе этим никто больше не занимается, а вам они нужны.

Я не сразу поняла, что это дар свыше. Господь все дает по нашей просьбе, что полезно нам. Необыкновенная радость переполняла меня. Далее, в изучении знаменного распева очень помогла Ирина Болдышева из Санкт-Петербурга.

Эта встреча состоялась на Рождественских чтениях в Москве. И особое слово благодарности я хочу сказать Борису Кутузову, регенту Андровниковского храма в Москве. Несколько лет я была у него на службах. Он мне помог с основными богослужебными книгами знаменного распева. Только после этого наш небольшой хор приступил к изучению литургии. Но петь в нашем храме знаменным распевом в тот период на не удалось. Служили мы литургию в храме «Покрова Пресвятой Богородицы». Состав : 9 мужских, и 3 женских голоса. После службы подошел ко мне Устинов, редактор газеты «Православные ведомости».

— Я так понимаю, все что мы слышали в храме до этого есть концерт, а  не служба?» — как он точно определил! – «Некоторые женщины плакали молясь» – сказал он.

Потрясающе. О таком результате я даже и не догадывалась, а мы ведь просто готовили службу обычную, но другого музыкального содержания.

Позднее, когда курсы катехизиса, при епархии переросли в факультет духовного образования для преподавателей средних школ, я преподавала историю и теорию богослужебного пения в институте повышения квалификации. А в нашем храме продолжал звучать обиход с вкраплением авторских сочинений.

Как я говорила, начинали мы служить в досуговом центре. Это небольшое помещение с маленькой сценой и пианино, на котором батюшка и служил, за неимением стола, не говоря уж о престоле. Следующим помещением, в котором проходили службы, был спортзал общеобразовательной школы, он был более подходящим  для служб.

Помню первых прихожан это Матрона, Варвара Семеновна, Мария, Мария Григорьевна, которые и добивались, чтобы у нас в Гурьевске открыли приход. И только спустя год или полтора, возле кладбища прихожане построили маленькое деревянное строение с алтарем, местом для певчих, двумя оконцами и печкой возле двери. Но оно было наше, свое. Помещалось туда с трудом не более 20 человек. Помогали отцу Роману в алтаре в то время Олег Стрункин, Саша Самойлов – ныне отец Александр, Вадик – ныне монах Александр Суровягин. Позднее появился Сергей Гришин, который исправно топил печку, а помощником у него был Арсений. Ларьком заведовала Мария Григорьевна Нидер и ее сноха Наталья. Позже появился Владимир Крутиков.

Служили по началу литургию по воскресениям и праздникам на седмице, гораздо позднее начали служить всенощную из-за сложности и большого объёма.

Не доходя до нашей, так называемой церкви было небольшое свободное поле. Отец Роман решил там начать  строить храм в честь «Успения Пресвятой Богородицы». Сделали разметку, завезли блоки и даже начали строить, сами прихожане. Служили на этом месте молебен и не один раз, и на «Успение» как то отслужили даже литургию, но так по сей день этот недострой и стоит. Кто –то из прихожан говорил, что там нет фундамента должного. Отдали стены казакам, но они с этим не справились. Спустя несколько лет, когда настоятелем был уже отец Леонид на праздник «Успения» должен был состояться крестный ход к этому недострою, тогда обнаружилось, что какие-то люди начали его разбирать. Была призвана администрация Гурьевска, телевидение, разбирать прекратили, но стены так и остались стоять.

В одно из посещений Калининграда, тогда Митрополит Кирилл побывал в Гурьевске, осмотрел его и сказал: «Здесь будет храм!» — указав на площадь. Вот тогда закипела работа. Интересно было наблюдать, как сначала на асфальте были начерчены контуры будущего храма, а рядом на тротуаре мы служили молебен. На троицу это место было зеленое, и литургию служили прямо посреди площади. Потом появился забор и нехитрая техника: экскаватор, самосвал и еще что-то. Бывало так, что батюшка сам садился за руль какой-либо машины. Спонсором была Лариса Карташова, которая в ожидании второго чада сама, до последнего месяца принимала активное участие: то кирпичи подавала, то доски поднимались на леса. Так храм потихоньку поднимался вверх.

Но вдруг отца Романа переводят  в Черняховск, а в Гурьевск назначают настоятелем отца Леонида. Стройка продолжается и еще она длилась 4 года. 4 года службы проходили в строящемся храме под открытым небом в любую погоду. Помню службу, когда батюшка причащал, а над Святыми Дарами держали зон из-за дождя. Помню холодные зимы, когда мороз доходил до 28 градусов, синие от холода батюшкины губы и руки, держащие чашу со Святыми Дарами. Но не одна служба не была пропущена, всегда собирались самые стойкие, настоящие прихожане и хор, не менее 4-х человек. Тогда уже начинал петь на клиросе Сергей Гришин.

Помимо регулярного служения нужно было укреплять и просвещать приход.  Пошел батюшка в общеобразовательные школы, с целью преподавания православной культуры в  Гурьевском районе. По началу  отец Леонид сам проводил уроки, да и я.

3 или 4 года занималась этой деятельностью в школе №1. Почти в каждом поселке находились учителя, которые с радостью брались за освоение этого предмета. Когда мы ездили по школам с методической помощью, учителя давали открытые уроки, а дети с такой чистой искренностью отвечали на поставленные вопросы. Я не думаю, что их них выросли асоциальные люди, ведь в каждом было заложено Божее слово. Помню замечательные открытые уроки в поселках: Константиновка, Добрино, Васильково, Южном, Луговом, Маршальском, Храброво, Низовье…

Под влиянием прихода, отдела культуры и образования оживилась работа и в домах культуры района. Приходили Рождественские фестивали и конкурсы на лучшую сценку, колядку, рождественский стол. В этих мероприятиях участвовало большое количество жителей каждого поселка. В этот же период, впервые в Гурьевске начали проходить Кирилло-Мефодиевские чтения. Сначала в здании дома культуры, спустя годы в гимназии и музыкальной школе, на которых выступали с докладами отец Леонид, профессора университета Владимир Шульгин, Т. Кузнецова, Алексей Захарович Дмитровский, кандидат искусствовед Ирина Комарова, преподаватель музыкального колледжа Л. Стучилина, Н. Гончарова, учителя общеобразовательных школ района, а так же их ученики.

Еще один немаловажный праздник, который отмечает православная церковь, связанный с победой русских войск на Куликовом поле 21 сентября – «Возрождение Руси», очень широко отмечался в Гурьевске. Все эти торжества конечно начинались с литургии. Приглашали церковные хоры области, как взрослые, так и воскресных школ, приводились спортивные показательные выступления…, работала полевая кухня – были каша, обед.

Во всех этих мероприятиях наш церковный хор принимал активное участие. Всегда была определенная тематическая программа. На рождество и Пасху с благотворительностью ездили в детские дома Гурьевского района, а в не праздничный период программа хора состояла из духовных и народных произведений.

Работали при церкви детский церковный хор, летний лагерь для детей, проводились занятия для взрослых, спортивные занятия, поездки в Полесск, изучались православные поэты, проводилась работа по наркомании, читались казацкие книги, газета, изучался иконостас.

       «Я в душе всегда верил, сознательно, что есть Бог»

                                                        Стрункин Олег Николаевич

     В 1998 году, весной, в г. Калининграде проходило собрание казаков, на котором был митрополит Кирилл. Второй раз я его увидел, когда он обозначил , где быть храму «Вознесение Господне» в городе Гурьевске.

Меня этот выбор места будущего храма удивил. Это было самое центральное место города Гурьевска, где проходили все демонстрации и митинги, мы его называли «Красной площадью».

Строительство началось в 1998 году. 7 апреля в 1999 году был выкопан первый ковш земли под фундамент. Когда выводили дренаж, нашли старый немецкий дренаж, который совпал по уровню с нашими отметками. Это было чудо для прораба, но не для верующих.
Отец Роман Белоусов был настоятелем прихода «Вознесение Господне». До строительства храма прихожане молились при въезде в Гурьевск, около городского кладбища. Отец Роман своими руками из горбыля, соорудил временный храм, в котором и проходили службы. На своей разбитой машине «БМВ» он объезжал приходы, служил в пос. Маршальское, пос. Матросово, пос. Некрасово, пос. Храброво Гурьевского района. Службы велись регулярно по воскресениям в Гурьевске, по субботам в районе.

Певчими, с самого начала были Людмила Федоровна, Лариса, Сергий. Пономарем – Иван Иванович, в 90 лет он еще выложил печку, на которой во время службы находились дети.

Запомнилось отпевание Варвары Семеновны Гришиной. 4 декабря на праздник «Введение во храм Пресвятой Богородицы» она причастилась и во время молитвы умерла тихо. При отпевании тело не имело признаков тления.

С 1998 года пономарями были я, с Сергием и Крутиковым Владимиром. Во время строительства храма «Вознесение Господне» сменился настоятель, им стал отец Леонид Стучилин. При отце Леониде храм достраивали. Службы велись на открытой строительной площадке.

Инициаторами и спонсорами строительства являются Лариса со своей семьей, предпринимателями.

В 2009 году настоятелем стал отец Владимир, который «Во Славу Божию» достраивает храм.

Я люблю свой дом – храм «Вознесение Господне».

 

                      Павлова Татьяна Витальевна (1950 год 13 февраля)

 

 Все начиналось так…

Осенью 2000 в пос. Васильково около магазина я встретила женщину, не помню уже и имени её, она собирала деньги на строительство храма в городе Гурьевске. В руках у неё был ящик для пожертвований, и говорила она, что две сестры собираются в 1999 году строить Храм. Кто-то подавал деньги, кто-то проходил мимо. Я с ней поговорила, и появилось желание увидеть  и посетить тот строящийся Храм.

Первый раз – стены без кровли, без полов. Шел дождь, служба проходила с несколькими иконами, двумя или тремя, принесенными прихожанами из дома. Было всего около десяти человек. Службу вел отец Леонид. По рассказам прихожан до него был другой настоятель отец Роман, который уехал на Украину.

Запомнила Нону Михайловну 1928 года рождения. Она запомнилась больше всех своей добротой и общительностью. Первое время я приходила редко, так как была прихожанкой «Свято-Никольского храма», после молилась в деревянном храме «Христа Спасителя».

В 2003 году , уже была крыша и пол. Помню, пели в хоре матушка Лариса, Людмила Федоровна и Сергий. По Божьему усмотрению я стала прихожанкой храма «Вознесение Господне», принимала участие в строительстве и благоустройстве храма.

Людмила Федоровна, мама отца Леонида, попросила нас Надеждой мыть полы, ходили мы мыть по субботам. Татьяна Федоровна чистила подсвечники, Нона Михайловна протирала лики икон, меняла песок в чашах подсвечников, Мария Анатольевна была старостой. Она и канавы рыла и сама свечи лепила. Службы проходили по выходным, и если большие праздники тоже служились и среди недели.

В 2009 году 12 декабря настоятелем храма стал отец Владимир. Обустроили в храме обогрев полов. Потому это запомнилось, что служба на Рождество-замерзли и сильно болели ноги, с трудом стояла службу.

С каждым годом храм достраивается, ежегодно меняется!